Психологическая диагностика

Детская психологическая диагностика это один из первых этапов работы с психологом, от результатов которой зависят дальнейшие рекомендации.

Детский психолог в Медведково центра Кузя проводит психологическую диагностику по нескольким направлениям:


Психологическая диагностика уровня развития познавательных процессов
Психологическая диагностика эмоциональной сферы (страх, агрессия, самооценка)
Психологическая диагностика готовности к школе
Психологическая диагностика личностных особенностей подростков и взрослых (темперамент, характер, страхи, неуверенность и т.д.)


Психологическая диагностика уровня развития познавательных процессов

Чтобы ум и умственные способности развивались, ребенок должен верить в успех своих занятий или хотя бы в справедливость учителя.


Когда наш малыш начинает подрастать, многие родители начинают задаваться вопросами: «А правильно ли он развивается? Что он должен уметь в его возрасте? Не пора ли нам уже…. (читать, писать, рисовать и т.д.)»

Существуют средние стандарты, что должен уметь делать ребенок в том или ином возрасте. Конечно, это лишь усреднённые данные, тем не менее, важно понимать, на что именно в развитии нужно больше обратить внимания.

К критериям уровня развития относят уровень развития познавательных процессов. В диагностике обычно обращаем внимание на развитие восприятия, внимания, мышления, речи, памяти, мелкой моторики. Для каждого возраста, конечно, это свои методы исследования, и свои параметры оценки.

Психологическая диагностика в ДЦ Кузя включает в себя две встречи. Почему? Первая встреча – это непосредственно сами задания, которые мы будем выполнять с ребенком. Вторая встреча – это беседа по результатам, полученным в ходе выполнения задания. Психолог расскажет о результатах и даст рекомендации для дальнейшего развития.


Психологическая диагностика эмоциональной сферы (страхи, агрессия, самооценка)

Две противоположные задачи перед нами: научить ребенка надеяться на жизнь и научить его надеяться на себя самого.


Важной составляющей гармоничного развития человека является развитие эмоциональной сферы - это эмоции, страхи, самооценка ребенка (и не только ребенка, но и любого человека). Эмоциональная сфера очень сильно влияет на поведение ребенка в школе, в компании друзей.

Основные методики для диагностики эмоциональной сферы, это, проективные, рисуночные тесты. Для более старших, подростков и взрослых, используются стандартизированные опросники.

Психологическая диагностика эмоциональной сферы детей включает в себя две встречи. Первая – сама диагностика. После которой, психолог интерпретирует и обрабатывает результаты. Вторая встреча – это беседе с взрослым по результатам диагностики.


Психологическая диагностика готовности к школе

Кто знает, что происходит с ребенком, когда он боится школы, вздрагивает от резкого слова учителя, вынужден по пять часов сидеть за партой? Да, конечно, происходит так называемая социализация. Но не рано ли – с семи, а теперь подчас и с шести лет? И не слишком ли дорога цена за социализацию?


Когда ребенку исполняется 6 лет, а иногда и раньше абсолютное большинство родителей начинают задаваться вопросом: «Готов ли мой ребенок к школе? А может нам пораньше пойти в школу, или наоборот подождать годик?»

Все эти сомнения абсолютно оправданны. Ведь от того, насколько готов ребенок к школьному обучению зависит его успешность в школе, желание учиться. От этого зависят и сохранённые нервы самих детей, родителей и близких при выполнении домашних заданий.

Некоторые взрослые рассуждают так: «В наше время никто и не говорил о какой-то готовности к школьному обучению, никто к нему и не готовился. Все шли и учились». Да, это верно. Но каких-то 15 лет назад школа была совсем другая, и требования к первоклассникам были совершенно другие, и нагрузка на детей была другая… всё было совсем другим.

В современной школе очень быстро дети начинают выполнять довольно сложные задания, требующие умения обобщать, анализировать, самостоятельно прочитывать задания.

Так же умения общаться в классе, не стать аутсайдером, уметь быть смелым и отстаивать свою точку зрения современным детям гораздо сложнее в силу большего инфантилизма и большей увлеченности компьютерами.

Поэтому, конечно, готовиться к школе надо!

Готовность к школьному обучению включает в себя три аспекта:

  • физиологическая готовность

  • психологическая готовность

  • мотивационная готовность

Физиологическая готовность – сфера деятельности врачей. Это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребёнку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления.

Психологическая готовность – включает в себя интеллектуальную, эмоциональную и социальную готовность.

  • Интеллектуальная готовность – это диагностика развития внимания (концентрация, произвольность, утомляемость и врабатываемость), произвольной и логической памяти, элементарных форм мышления (обобщение, анализ, аналогии), умения слушать, слышать и выполнять задания взрослого, развитие зрительно-пространственного восприятия, координации глаз-рука.
  • Эмоциональная готовность – в этой части детский психолог диагностирует не только умение произвольного поведения, т.е. сознательного выполнять какое-то не очень привлекательное задание усилием воли, а так же самооценку, страхи, агрессию.
  • Социальная готовность – умение налаживать социальные связи, дружить.

Детская психологическая диагностика школьной мотивации ещё один аспект диагностики, который поможет нам понять: «Почему, по мнению ребенка, нужно учиться? Зачем идти в школу?»

Итак, в диагностику готовности к школе входит диагностика психологической готовности и мотивационной готовности.

Детская психологическая диагностика проходит в две встречи. Первая встреча – это непосредственно сами задания, которые мы будем выполнять с ребенком. Вторая встреча – это беседа по результатам, полученным после диагностики. Детский психолог центра «Кузя» расскажет о результатах и даст рекомендации для дальнейшего развития и построения стратегии дальнейшей подготовки к школе.

Небольшое отступление психолога ДЦ Кузя Башкиной Юлии Михайловны: По моему опыту работы (работа в школе и подготовка детей к школе) для успешной адаптации к школе важно также и умения, связанные непосредственно с учебными навыками (читать, писать, считать). И не столько беглое чтение и счет, сколько их качество. Например, развитие фонематического слуха, слухового восприятия, правильного начала чтения (очень многие родители просто учат неправильно детей читать и потом это выливается в плохую технику чтения или же замедление автоматизации чтения). Важно не просто считать на пальцах, сколько соотнесение числа и количества, например. Развитие речи, умения составить связный рассказ. Уровень развития школьных навыков так же возможно посмотреть и продиагностировать в отдельную встречу и дать рекомендации, на что надо обратить внимание и что «подтянуть» к школе.


Психологическая диагностика личностных особенностей подростков и взрослых (темперамент, характер, страхи, неуверенность и т.д.)

Две трудные проблемы у воспитателя:
Первая: как вырастить доброго и честного, правдивого человека;
Вторая: когда вырастишь доброго и правдивого человека, то как ему жить?


Для лучшего понимания себя, а иногда просто ради интереса, мы прибегаем к диагностике таких особенностей, как темперамент и его свойства (сила и свойства нервной системы), способы реагирования на разные жизненные ситуации.

Прямая речь детского психолога ДЦ «Кузя» Башкиной Юлии Михайловны в Медведково: «Эту категорию диагностики я часто использовала как «предлог», для консультации подростков. Ребята в подростковом возрасте неохотно идут на контакт, а особенно, если взрослые их ведут к какому-то психологу, на «промывание мозгов», как очень часто считают сами подростки. Беседа по результатам диагностики это уникальная возможность ненавязчиво поговорить с подростком с одной стороны о его особенностях (а подросткам очень интересно узнать про себя что-то новое), а с другой стороны вывести его на проблему и обсудить то, что его волнует.»


Детский психолог: Диагностика (1 час)

1 занятие
2000 Рублей